пт, 29 март
01:59
+5 °С, ясно

Жить и радоваться каждому дню

6 мая 2015, 16:55Статьи
Фото:

Любовь Петровна Роменская живёт в станице Барсуковской. Но её детство прошло не в радостных играх со сверстниками, а нацистском концлагере. Она выдержала все испытания, и сегодня как никто другой умеет радоваться жизни.

В канун Международного дня освобождения узников фашистских лагерей к ней пришло немало гостей: правоохранители, члены Общественного совета района, главный врач районной больницы, директор краеведческого музея и благочинный Ольгинского округа православных церквей.
Гости поздравили ветерана труда и её семью и вручили подарки. Любовь Петровна искренне обрадовалась такому участию и откликнулась на просьбу, с которой к ней обратились гости. Она рассказала им о своей нелёгкой судьбе, о том, с какими трудностями пришлось столкнуться.
Родилась Любовь Петровна в селе Изобильном. Когда началась война, отца забрали на фронт. Её мать Анна Тетерина (в девичестве Рейбант) осталась с двумя малышками на руках. Летом 1942 года в село пришли гитлеровцы. Мать – этническую немку – оккупанты обвинили в предательстве.
«Перед бегством со ставропольской земли нацисты задумали угнать в Германию женщин и детей, – вспоминает Любовь Петровна. – Нас хотели забрать без мамы, но она как-то узнала и кинулась вдогонку. Везли в товарняке, крик стоял неимоверный. Дети умирали от голода и холода. Нас высадили в каком-то лесу, гнали пешком. Ночевали, где упали от изнеможения: в заброшенных домишках, клубах, прямо под деревьями».
В каком-то немецком селе Анне незнакомый старик дал перину, она завернула в неё детей и волокла на себе, тем самым спасла их от неминуемой смерти. Питались кореньями, травами, мёрзлой брюквой.
Потом их перегнали в город Барби (Эльба), определили в лагерь №4. Жили в бараках, женщин гоняли рубить лес, на ночь они возвращались «домой». Лютовали гитлеровцы сильно. Днём и ночью, не переставая, работал крематорий. В это время маленькой Любе было год и четыре месяца от роду, а её сестрёнке Лиде не было и трёх лет.
«Среди охранников был один немолодой мужчина, – рассказывает Любовь Петровна, – он, прячась от других, при свете керосинки учил женщин плести сетки для волос: уж больно немцы любили укладывать причёски. , Потом эти сетки продавали на рынке. За свой труд матери могли купить хоть немного еды. Я помню, как уже в сорок пятом году, однажды мама принесла чёрный хлеб, а сама ушла на работу. Мы с Лидой нашли повидло, и пока она вернулась, накормили хлебом и лакомством весь барак».
Женщины в лагере догадались о готовящемся освобождении, увидев в лесу женщины прячущегося фотокорреспондента – американца. После разгрома нацистов их перевели куда-то в город. И даже предлагали остаться в Германии, всё-таки, Анна была немкой. Но она решила ехать с детьми домой, в Россию. По дороге они пережили крушение поезда, еле спаслись.
Вернулись в Изобильное: работы нет, жилья – тоже, дети маленькие, муж погиб. Едва жизнь начала налаживаться, но через год, в ночь на Благовещение, на мать упала лампа, заправленная лигроином. Женщина сильно обгорела.
«У неё отваливалась кожа, сильно была повреждена рука, – тихо говорит Любовь Петровна. – Мы с сестрой пошли побираться. Если что удавалось выпросить, тем и делились с мамой, выкармливая её (а ведь нам было по 5-6 лет). Страшно вспоминать, как мы разрабатывали ей повреждённую руку, веря, что она обязательно поправится».
И чудо свершилось, через полтора года Анна Фёдоровна вышла из больницы. Но несчастья продолжали преследовать семью. Однажды они в отчаянии сели на ближайший поезд и поехали, куда глаза глядят. Дорога привела их в Невинномысск, потом переехали в Барсуковскую. В школе тоже приходилось нелегко: сверстники обзывали немчурой, не зная про страдания одноклассниц.
Судьба оказалась милостивой. Любовь Петровна с 12 лет пошла работать на молочно-товарную ферму, где трудилась более 40 лет. Вышла замуж за Николая Петровича Роменского, местного тракториста, родила четверых прекрасных детей: трёх дочерей и сына. Сергей живёт с ними, дочери неподалёку. В семье пятеро внуков, есть уже и правнук. Живут и радуются каждому дню, видя в нём хороший знак.
(По материалам газеты «Звезда Прикубанья», автор: Елена Немыкина)